Редкие органические молекулы на Марсе скорее образованы жизнью, чем чем-либо иным

Редчайшая разновидность органики может оказаться свидетельством обитаемости Красноватой планетки. Если б подобные вещества отыскали в земных пробах, их буквально посчитали бы биогенными, убеждены исследователи.

Подробности изложены в научной статье, размещенной в журнальчике Astrobiology Якобом Хейнцем (Jacob Heinz) и Дирком Шульце-Макухом (Dirk Schulze-Makuch) из Берлинского технического института.

Речь идет о тиофене (C4H4S) и его производных. На Земле эти вещества встречаются в сырой нефти, природном газе и неких грибах. Находятся они также в микроокаменелостях и строматолитах.

Не так издавна эти соединения были обнаружены на Марсе. Происхождение их, но, остаётся неведомым.

"Если б мы отыскали тиофены на Земле, то пошевелили мозгами бы, что они биогенные. Но в случае Марса планка нужных доказательств, естественно, обязана быть несколько выше", — рассказывает Шульце-Макух.

Создатели разглядели несколько вероятных путей синтеза этих веществ.

Просто представить для себя, что они вырабатывались марсианскими микробами в те далёкие времена, когда Красноватая планетка была более влажной, чем современная Земля. Этот сценарий и представляется профессионалом более естественным.

Но исключить остальные варианты также недозволено. К примеру, эти соединения могли образоваться при падении метеоров (для абиогенного синтеза тиофена требуется температура выше 120 градусов Цельсия).

"Мы обусловили несколько био путей для [синтеза] тиофенов, которые кажутся наиболее возможными, чем хим. Но нам всё ещё необходимы [дополнительные] подтверждения", — разъясняет Шульце-Макух.

Исследователи ложут надежды на ровер "Розалинд Франклин", который должен в 2020 году отправиться на Красноватую планетку в составе миссии ExoMars. Его аппаратура употребляет наиболее щадящие способы анализа, чем инструменты "Кьюриосити". Крайние разлагают огромные органические молекулы, и химики восстанавливают картину практически по их осколкам.

Не считая того, аппаратура новейшего марсохода дозволит найти содержание в тиофене разных изотопов серы и углерода. На Земле особенно большая толика лёгких изотопов служит очевидным свидетельством того, что вещество побывало внутри живого организма.

Но специалисты не исключают, что и таковой итог не будет признан окончательным свидетельством существования жизни на Красноватой планетке.

"Как произнес Карл Саган, экстраординарные претензии требуют экстраординарных доказательств, — заключает Шульце-Макух. — Я думаю, что для подтверждения [обитаемости Марса] по сути будет нужно, чтоб мы выслали туда людей, и космонавт поглядел в микроскоп и узрел передвигающийся микроорганизм".

К слову, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о том, откуда на Красноватой планетке берётся органический газ метан.

текст:

Вести.Наука