Ученые помогли раскрыть тайну портрета из Третьяковки

«Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюмчике», 1789 г. Красноватым показаны места отбора проб для следующего анализа. Как видно, исследователи избегали участков центральной части портрета. Белоснежным отмечены точки проведения рентгенофлуоресцентной спектроскопии, не требующей отбора проб© фото : Николай Симоненко и др., 2020 / Heritage ScienceДмитрий Левицкий «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюмчике», 1789 г. Красноватым показаны места отбора проб для следующего анализа. Как видно, исследователи избегали участков центральной части портрета. Белоснежным отмечены точки проведения рентгенофлуоресцентной спектроскопии, не требующей отбора пробМОСКВА, 4 мар — РИА Анонсы. Сотрудничество с химиками и физиками посодействовало музейщикам раскрыть тайну портрета работы Дмитрия Левицкого, лежащего в Третьяковской галерее. Холст, на котором написан портрет, состоит из 3-х частей, и до крайнего времени было непонятно, все ли части картины принадлежат кисти мастера. Результаты исследования размещены в журнальчике Heritage Science.Речь идет о картине «Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюмчике» (1789). Перед реставрацией ученые из Третьяковской галереи кропотливо исследовали портрет. Эта картина — один из шедевров зрелого творчества мастера и редчайший пример детского парадного костюмированного портрета в российской живописи — не попросту добивалась восстановления из-за повреждений яркой поверхности и толстого слоя пожелтевшего лака. Перед реставраторами стояла намного наиболее непростая задачка.Необходимо было, как это может быть, приблизить портрет к начальному лику, не затронув при всем этом авторский слой живописи. неувязка заключалась в том, что полотно состоит из 3-х частей, и хотя принадлежность основного холста Левицкому не подлежала сомнению, было непонятно, когда добавили две остальные полосы базы, на которых написан фрагмент изображения ниже колен модели. Невзирая на то что пришитые к основному полотну надставки видны на фото начала XX века, сомнения появились из-за различной структуры швов меж фрагментами: верхний — осторожный, а нижний — наиболее твердый.

Сотрудники Третьяковки обратились за помощью к ученым из Столичного физико-технического института (МФТИ) и Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова (ИОНХ РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук)).

«Нашу лабораторию и научный коллектив Третьяковской галереи связывает методическое сотрудничество, которое в 2017 году при поддержке головного хранителя Татьяны Городковой было скреплено соглашением меж МФТИ и галереей, — приводятся в пресс-релизе института слова Виктора Иванова, управляющего центра испытаний многофункциональных материалов МФТИ и 1-го из создателей статьи. — В рамках этого соглашения мы вместе разрабатываем подходы к проведению всеохватывающих исследовательских работ произведений живописи с применением современных способов локальной диагностики материалов и наноматериалов. Скопленный методический багаж дозволил нам продуктивно участвовать в предреставрационных исследовательских работах произведения Дмитрия Левицкого с целью установления границ авторской живописи».7 января, 12:34РИА НаукаУченые разгадали тайну самой дорогой картины в историиВ исследовании участвовала большая команда. Кроме ученых из МФТИ и ИОНХ ран, к работе, которая длилась наиболее полутора лет, завлекли и реставраторов, искусствоведов, технологов и химиков из Третьяковской галереи. Полный предреставрационный анализ состава художественных материалов показал, что надставки вправду принадлежат Левицкому.Первоначальное исследование грунта выявило различия меж главным полотном и надставками. Соответствующий для работ Левицкого двухслойный грунт нашелся только на главный части портрета. Но потом выяснилось, что на обеих надставках грунт идентичен по структуре и составу, а не считая того — близок нижнему из 2-ух слоев грунта на главный части полотна. Создатели статьи подразумевают, что у художника было больше времени на первом шаге работы. возможно, композиция картины вышла за рамки кропотливо приготовленного холста, тогда и Левицкому пришлось пришить поначалу одну надставку, а позже и другую.

анализ ярких слоев также показал схожий состав по всему полотну, включая обе надставки. А именно, зеленоватый пигмент находится на каждой из 3-х частей и имеет однообразное происхождение: способом ИК (то есть тепловое, инфракрасное, на основе инфракрасного излучения)-спектроскопии удалось идентифицировать его как малахит.Единое происхождение обеих надставок добавочно подтвердил анализ кофейного пигмента. Для этого использовались способы ИК (то есть тепловое, инфракрасное, на основе инфракрасного излучения)-, КР-спектроскопии, растровой электрической микроскопии с рентгеноспектральным микроанализом.В итоге анализ яркого слоя показал, что он полностью принадлежит создателю произведения, а приставные полотна и основная часть портрета соединены единым творческим действием.Настолько полный анализ живописи Левицкого проведен в первый раз. Спецы Третьяковской галереи молвят, что, кроме важного вклада в подготовку реставрационного задания, он посодействовал расширить представления не только лишь о творчестве художника, да и о художественной практике российской живописи конца XVIII века.22 февраля 2018, 22:00РИА НаукаУченые: 1-ые картины мира нарисовали неандертальцы»На мой взор, конкретно наличие в команде искусствоведов, химиков и физиков сделалось залогом фуррора в данной нам работе, — считает Иван Волков, основной научный сотрудник лаборатории МФТИ. — Проводились постоянные совещания с ролью команды Третьяковской галереи и нас, материаловедов. Нам пришлось равномерно производить общий язык, но это того стоило».

Ученые считают, что сейчас, когда методология отработана и удачно апробирована, ее можно использовать к остальным произведениям. Тем временем реставрация портрета Макеровского уже заканчивается, и скоро произведение возвратится в основную экспозицию. 6963002